Topic of the scientific and technical program: “Assessment of fresh groundwater resources as the principal source and long-term reserve of sustainable drinking water supply to the population of the Republic of Kazakhstan”.

Executor of the Program: Ahmedsafin Institute of Hydrogeology and Environmental Geoscience LLP.

The Program is aimed at scientific substantiation and geo-information and analytical support of sustainable drinking water supply to the population of the Republic of Kazakhstan due to the fresh groundwater resources.

Objectives:

1) Assessment of the features in formation of renewable and predicted resources of fresh and slightly saline groundwater in the Republic of Kazakhstan in conditions of climatic and anthropogenic changes.

2) Regional studies to identify, prevent, mitigate or eliminate negative processes affecting groundwater resources as a result of anthropogenic and natural and climatic influences.

3) Assessment of availability, state and prospects of using fresh and slightly saline groundwater resources for drinking water supply to urbanized and rural areas of the Republic of Kazakhstan.

4) Substantiation of prospective water demand and development of scenarios for sustainable drinking water supply to large and small cities, rural settlements.

5) Substantiation of options for drinking water supply to the urban and rural population in emergencies of a natural and man-made type.

6) Development of scenarios to manage the fresh groundwater resources in the event of transboundary threats.

7) Justification of ways to transfer the fresh groundwater for drinking purposes to water-deficient regions.

8) Development of recommendations to prevent, weaken or eliminate the negative processes affecting groundwater resources as a result of anthropogenic and natural and climatic influences.

9) Organization of the state reserve fund of undeveloped explored deposits of fresh groundwater.

10) Justification of the organization and creation of underground reservoirs to collect and store the flood runoff and meltwater.

11) Development and creation of a geo-information and analytical subsystem of fresh groundwater resources of drinking quality for assessing, forecasting and making managerial decisions on their use and protection.

Relevance:Many countries have had to use groundwater more frequently due to the shortage of fresh surface water. This is explained by the fact that groundwater, as a source of water supply, has a number of advantages over surface water. As a rule, groundwater is of better quality, more protected from pollution and contamination, less susceptible to seasonal and long-term fluctuations, and generally, its use does not require expensive water treatment measures. The trend of the maximum possible use of groundwater for drinking water supply to the population, especially due to the increased incidence of unforeseen (emergency) pollution of surface water sources, is currently becoming a determining factor in the overall global strategy of increasing the reliability of drinking water supply systems.

The relevance of the fresh groundwater resources development in Kazakhstan is increasing when solving the problems of acute water shortage. This problem was highlighted among the main global challenges in the 2050-Kazakhstan Strategy: “Water is an extremely limited resource and the struggle for possession of its sources is already becoming a major factor in geopolitics being one of the causes of stress and conflicts on the planet.” It was noted that “The problem of water supply is acute in our country. We do not have enough quality drinking water. A number of regions are in dire need of it”. The list of state tasks of the 6th Policy – “Green” economy and environmental protection of the 2025-Strategic Development Plan of the Republic of Kazakhstan, the need to improve the efficiency of use and protection of water resources is highlighted.

The expected outcomes of the Program are aimed at effective management of national fresh groundwater resources to ensure sustainable drinking water supply for the country’s population in the long term. The research results will make a scientific and applied contribution to the development of arid hydrogeology in terms of the management of fresh groundwater resources to ensure sustainable drinking water supply for the population in the long term.

Argumentation of scenarios and options for effective development of proven fresh groundwater reserves contributes to an increase in the volume of available water resources within the implementation of state programs; attracting investments of national companies and private enterprises in the implementation of projects for centralized drinking water supply systems for urban and rural populations; improving the conditions for water supply to regions that suffer from a shortage of drinking water.

The social effect includes solving the problems of shortage of clean fresh water; increasing coverage of urban and rural population with centralized drinking water supply systems; practical implementation of scientifically grounded assessment and recommendation materials; ensuring public health; increasing the sustainability of water supply to the population and economic sectors; increasing national water security and sustainable development of the country.

 

 

 

INFORMATION

about the program executors’ qualification and work experience, main publications, Hirsch Index, references to the profile in the database, role in achieving the goal and expected outcomes

Наименование научно-технической программы:Оценка ресурсов пресных подземных вод, как основного источника и долгосрочного резерва устойчивого питьевого водообеспечения населения Республики Казахстан

Исполнитель программы: ТОО «Институт гидрогеологии и геоэкологии имени У.М.Ахмедсафина»

Цель программы — научное обоснование и геоинформационно-аналитическое обеспечение устойчивого питьевого водоснабжения населения Республики Казахстан за счет ресурсов пресных подземных вод.

Задачи программы:

1) Оценка особенностей формирования, возобновляемых и прогнозных ресурсов пресных и слабосолоноватых подземных вод Республики Казахстан в условиях климатических и антропогенных изменений.

2) Региональные исследования для выявления, предотвращения, ослабления или ликвидации негативных процессов, влияющих на ресурсы подземных вод, в результате антропогенного и природно-климатического влияния.

3) Оценка обеспеченности, состояния и перспектив использования ресурсов пресных и слабосолоноватых подземных вод для питьевого водообеспечения урбанизированных и сельских территорий Республики Казахстан.

4) Обоснование перспективной водопотребности и разработка сценариев устойчивого питьевого водообеспечения  крупных и малых городов, сельских населенных пунктов

5) Обоснование вариантов питьевого водообеспечения городского и сельского населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

6) Разработка сценариев управления ресурсами пресных подземных вод при возникновении трансграничных угроз.

7) Обоснование вариантов переброски пресных подземных вод питьевого назначения в вододефицитные регионы.

8) Разработка рекомендаций по предотвращению, ослаблению или ликвидации негативных процессов, влияющих на ресурсы подземных вод, в результате антропогенного и природно-климатического влияния.

9) Обоснование организации государственного резервного фонда неосвоенных разведанных месторождений пресных подземных вод.

10) Обоснование организации и создания подземных резервуаров для сбора и хранения паводкового стока и талых вод.

11) Разработка и создание геоинформационно-аналитической подсистемы ресурсов пресных подземных вод питьевого качества для оценки, прогнозирования и принятия управленческих решений по их использованию и охране.

Актуальность:Дефицит пресной поверхностной воды заставляет многие страны активнее использовать подземные воды. Это объясняется тем, что подземные воды, как источник водоснабжения, имеют ряд преимуществ по сравнению с поверхностными водами. Прежде всего подземные воды, как правило, обладают лучшим качеством, более надежно защищены от загрязнения и заражения, меньше подвержены сезонным и многолетним колебаниям и в большинстве случаев их использование не требует дорогостоящих мероприятий по водоочистке. Тенденция максимально возможного использования подземных вод для питьевого водоснабжения населения, особенно в связи с участившимися случаями непредвиденного (аварийного) загрязнения поверхностных водоисточников, становится в настоящее время определяющей в общей мировой стратегии повышения надежности систем хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Актуальность освоения ресурсов пресных подземных вод Казахстана возрастает при решении проблем острого дефицита воды, который выделен в числе основных глобальных вызовов в «Стратегии «Казахстан – 2050»: «Вода – крайне ограниченный ресурс и борьба за обладание источниками уже становится важнейшим фактором геополитики, являясь одной из причин напряженности и конфликтов на планете». Отмечено, что «Проблема водообеспечения остро стоит и в нашей стране. Нам не хватает качественной питьевой воды. Целый ряд регионов испытывает в ней острую потребность». В перечне государственных задач 6-й Политики — «Зеленая» экономика и охрана окружающей среды Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года выделена необходимость повышения эффективности использования и охраны водных ресурсов.

Ожидаемые результаты Программы направлены на эффективное управления национальными ресурсами пресных подземных вод для обеспечения устойчивого питьевого водоснабжения населения страны в долгосрочной перспективе. Результаты исследований внесут научно-прикладной вклад в развитие аридной гидрогеологии в части управления ресурсами пресных подземных вод для обеспечения устойчивого питьевого водоснабжения населения государства в долгосрочной перспективе.

Обоснование сценариев и вариантов эффективного освоения разведанных запасов пресных подземных вод способствует увеличению объема располагаемых водных ресурсов при реализации государственных программ; привлечению инвестиций национальных компаний и частных предприятий в реализацию проектов централизованных систем питьевого водоснабжения для городского и сельского населения; улучшению условий водообеспечения регионов с дефицитом вод питьевого назначения.

Социальный эффект включает решение проблем дефицита чистой пресной воды;  увеличение охвата городского и сельского населения централизованными системами питьевого водоснабжения; практическое внедрение научно-обоснованных оценочных и рекомендательных материалов; обеспечение здоровья населения, повышение устойчивости водообеспечения населения и отраслей экономики, повышение национальной водной безопасности и устойчивого развития государства.

 

Сведения о квалификации, резюме (опыт работы, основные публикации, индекс Хирша, ссылки на профиль внаукометрической базе, роль в достижении цели и ожидаемых результатов) исполнителей программы

 

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА МОН РК «ОЦЕНКА РЕСУРСОВ ПРЕСНЫХ ПОДЗЕМНЫХ ВОД, КАК ОСНОВНОГО ИСТОЧНИКА И ДОЛГОСРОЧНОГО РЕЗЕРВА УСТОЙЧИВОГО ПИТЬЕВОГО ВОДООБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»

 

Основныерезультатыза 2021 г.

Проведено изучение основных условий формирования ресурсов пресных и слабосолоноватых подземных вод с учетом развития процессов техногенеза и изменений климатических условий. Выделены районы на территории Западного Казахстана наиболее подверженные процессам техногенеза, влияющие на качество подземных вод и их ресурсы. Дана оценка перспектив использования ресурсов пресных и слабосолоноватых подземных вод для питьевого водообеспечения Западной, Атырауской, Актюбинской и Актауской урбанизированных зон, сельских территорий. Разработана геоинформационно-аналитическая подсистема ресурсов подземных вод питьевого качества для оценки, прогнозирования, их рационального использования и охраны в пределах Прикаспийской впадины, Арало-Каспийского прогиба и Жайык-Каспийского водохозяйственного бассейна.

Эксплуатационные запасы подземных вод по территории Западного Казахстана составляют 2999,33 тыс. м3/сут, в том числе для хозяйственно-питьевого водоснабжения– 1558,04. По степени обеспеченности разведанными запасамиподземных вод хозяйственно-питьевого назначения, а также прогнозными ресурсами подземных вод с минерализацией до 3 г/дм3 Актюбинская область отнесена к обеспеченным территориям, Мангистауская область – к частично обеспеченным, а Атырауская и Западно-Казахстанская области – к недостаточно обеспеченным (дефицитным).

Степень разведанности прогнозных ресурсов подземных вод с минерализацией до 3 г/дм3 остаётся довольно низкой при значительном колебании этой величины по административным областям (%): в Актюбинской – 11,4; в Атырауской – 2,06; в Западно-Казахстанской – 11,4; в Мангистауской – 26,6, что указывает на перспективу поисков и разведки новых месторождений пресных подземных вод.

Перечень опубликованных работ

1.Осипов С.В., Ливинский Ю.Н., Ерменбай А.М. Ресурсы подземных вод Казахстана как основа устойчивого водоснабжения населения//Международнаянаучно-практическая конференция «Управление водными ресурсами в условиях глобализации», г.Алматы, 11-12 марта 2021 г. С. 157-163

2.Абсаметов М.К., Муртазин Е.Ж.Состояние и перспективы использования подземных вод для сельского хозяйства Казахстана//Международнаянаучно-практическая конференция «Управление водными ресурсами в условиях глобализации», г.Алматы, 11-12 марта 2021 г. С. 105-110

3.V.Rakhimova. Hydrocycles For The Intensification Processes of Groundwater Treatment from Hexavalent Chromium Using In Situ Technology //48 IAH Congress, Inspiring Groundwater, Brussels Belgium, Book of Abstracts,  2021, p.101.

4.Тлеуова Ж.Т., Мухамеджанов М.А. Загрязнение окружающей среды и его влияние на здоровье населения// Горный журнал Казахстана, №2, 2021, C.36-41